Статья 285 УК РФ от 2.06.2021 года с изменениями

В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и в связи с принятием Федерального закона от 30 декабря 2020 г. № 529-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности казачьих обществ» постановляю:

1. Внести в акты Президента Российской Федерации изменения по перечню согласно приложению.

2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации В.Путин

ПРИЛОЖЕНИЕк Указу Президента Российской Федерации от 17 мая 2021 г. № 285

ПЕРЕЧЕНЬизменений, вносимых в акты Президента Российской Федерации

1. Абзац седьмой подпункта «а» пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г.

№ 815 «О мерах по противодействию коррупции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 21, ст. 2429; 2010, № 27, ст.

3446; 2013, № 14, ст. 1670; 2014, № 7, ст.

672; 2017, № 42, ст. 6137; 2019, № 20, ст.

2422) изложить в следующей редакции:

«рассматривает заявления лиц, замещающих должности атаманов Всероссийского казачьего общества и войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;».

2. В Положении о порядке рассмотрения президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции вопросов, касающихся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и отдельные должности федеральной государственной службы, и урегулирования конфликта интересов, а также некоторых обращений граждан, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 25 февраля 2011 г.

№ 233 «О некоторых вопросах организации деятельности президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 9, ст. 1223; 2013, № 14, ст.

1670; № 28, ст. 3813; № 49, ст.

6399; 2015, № 52, ст. 7588; 2017, № 39, ст.

5682; № 42, ст. 6137; 2019, № 20, ст.

2422):

а) подпункт «г» пункта 1 изложить в следующей редакции:

«г) заявления лица, замещающего должность атамана Всероссийского казачьего общества или войскового казачьего общества, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (далее — должность атамана Всероссийского казачьего общества или войскового казачьего общества), о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;»;

б) в пункте 6 слова «должность атамана войскового казачьего общества» заменить словами «должность атамана Всероссийского казачьего общества или войскового казачьего общества»;

в) в пункте 12 слова «должность атамана войскового казачьего общества» заменить словами «должность атамана Всероссийского казачьего общества или войскового казачьего общества»;

в подпункте «а» слова «должность атамана войскового казачьего общества» заменить словами «должность атамана Всероссийского казачьего общества или войскового казачьего общества»;

 

Мнение эксперта
Соловьев Кирилл Федорович
Юрист с 7-летним опытом. Специализируется в области уголовного права. Эксперт в области права.

в подпункте «б» слова «должность атамана войскового казачьего общества» заменить словами «должность атамана Всероссийского казачьего общества или войскового казачьего общества»;

подпункт «г» изложить в следующей редакции:

«г) признать, что причина непредставления лицом, замещающим должность атамана Всероссийского казачьего общества или войскового казачьего общества, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей необъективна и является способом уклонения от представления указанных сведений. В этом случае выписка из решения президиума и соответствующие материалы направляются в Управление Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции, которое уведомляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами о необходимости подготовки представления о досрочном освобождении от должности атамана Всероссийского казачьего общества либо о досрочном прекращении полномочий атамана войскового казачьего общества;»;

д) в пункте 18 слова «должность атамана войскового казачьего общества» заменить словами «должность атамана Всероссийского казачьего общества или войскового казачьего общества»;

в подпункте «в» слова «должность атамана войскового казачьего общества» заменить словами «должность атамана Всероссийского казачьего общества или войскового казачьего общества»;

в подпункте «д» слова «должность атамана войскового казачьего общества» заменить словами «должность атамана Всероссийского казачьего общества или войскового казачьего общества»;

ж) в пункте 23 слова «должность атамана войскового казачьего общества» заменить словами «должность атамана Всероссийского казачьего общества или войскового казачьего общества».

3. Подпункт «в» пункта 2 Положения о порядке направления запросов в Федеральную службу по финансовому мониторингу при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г.

№ 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 14, ст. 1670; № 23, ст.

2892; № 28, ст. 3813; № 49, ст.

6399; 2014, № 26, ст. 3520; № 30, ст.

4286; 2015, № 10, ст. 1506; 2016, № 24, ст.

3506; 2017, № 9, ст. 1339; № 39, ст.

5682; № 42, ст. 6137; 2018, № 45, ст.

6916; 2019, № 20, ст. 2422; 2020, № 3, ст.

243; № 50, ст. 8185), изложить в следующей редакции:

«в) лиц, замещающих должности, указанные в подпункте «б» настоящего пункта, а также лиц, замещающих должность атамана Всероссийского казачьего общества или войскового казачьего общества, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;».

4. Абзац десятый подпункта «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г.

№ 310 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 14, ст. 1671; № 28, ст.

3813; № 49, ст. 6399; 2014, № 26, ст.

3520; 2019, № 20, ст. 2422; 2020, № 50, ст.

8185) изложить в следующей редакции:

 

Мнение эксперта
Соловьев Кирилл Федорович
Юрист с 7-летним опытом. Специализируется в области уголовного права. Эксперт в области права.

«должность атамана Всероссийского казачьего общества или войскового казачьего общества, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;».

5. В Указе Президента Российской Федерации от 9 октября 2017 г.

№ 472 «О представлении атаманами войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о внесении изменения в форму справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. № 460» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 42, ст.

6137; 2020, № 50, ст. 8185) и в Положении о представлении атаманами войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденном этим Указом:

наименование после слова «атаманами» дополнить словами «Всероссийского казачьего общества и»;

пункт 1 после слова «атаманами» дополнить словами «Всероссийского казачьего общества и»;

пункт 1 после слова «атаманами» дополнить словами «Всероссийского казачьего общества и», после слова «атаманы» дополнить словами «Всероссийского казачьего общества и»;

пункт 2 после слова «атаманами» дополнить словами «Всероссийского казачьего общества и»;

пункт 3 дополнить подпунктом «в» следующего содержания:

«в) атаманом Всероссийского казачьего общества — ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.»;

дополнить пунктом 51 следующего содержания:

«51. Атаман Всероссийского казачьего общества представляет ежегодно:

а) сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное вознаграждение, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода;

б) сведения о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.»;

пункт 6 после слова «атаманом» дополнить словами «Всероссийского казачьего общества или»;

пункт 7 после слова «атаман» дополнить словами «Всероссийского казачьего общества или»;

дополнить пунктом 91 следующего содержания:

«91. Атаман Всероссийского казачьего общества может представить уточненные сведения в течение одного месяца после окончания срока, указанного в подпункте «в» пункта 3 настоящего Положения.»;

дополнить пунктом 101 следующего содержания:

«101. Уточненные сведения, представленные атаманом Всероссийского казачьего общества в соответствии с пунктом 91 настоящего Положения, направляются уполномоченным органом в Управление в течение пяти дней после их представления.»;

пункт 11 после слова «атаман» дополнить словами «Всероссийского казачьего общества или»;

пункт 12 после слова «атаманом» дополнить словами «Всероссийского казачьего общества или»;

пункт 14 после слов «в отношении» дополнить словами «атамана Всероссийского казачьего общества, а также»;

подпункт «а» после слова «атаманом» дополнить словами «Всероссийского казачьего общества или»;

подпункт «б» после слова «атаманом» дополнить словами «Всероссийского казачьего общества или»;

подпункт «в» изложить в следующей редакции:

«в) получать от атамана Всероссийского казачьего общества или войскового казачьего общества пояснения по представленным им сведениям о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и материалам;»;

подпункт «г» после слова «атамана» дополнить словами «Всероссийского казачьего общества или», после слова «атаманом» дополнить словами «Всероссийского казачьего общества или»;

подпункт «е» после слова «атаманом» дополнить словами «Всероссийского казачьего общества или»;

подпункт «в» пункта 19 после слова «атаманом» дополнить словами «Всероссийского казачьего общества или»;

подпункт «а» после слова «атамана» дополнить словами «Всероссийского казачьего общества или»;

подпункт «б» изложить в следующей редакции:

«б) проведение в случае обращения атамана Всероссийского казачьего общества или войскового казачьего общества беседы с ним, в ходе которой он должен быть проинформирован о том, какие сведения, представляемые им в соответствии с настоящим Положением, подлежат проверке, — в течение семи рабочих дней со дня обращения атамана Всероссийского казачьего общества или войскового казачьего общества, а при наличии уважительной причины — в срок, согласованный с атаманом Всероссийского казачьего общества или войскового казачьего общества.»;

пункт 25 после слова «атамана» дополнить словами «Всероссийского казачьего общества или»;

абзац первый пункта 26 изложить в следующей редакции:

«26. Атаман Всероссийского казачьего общества или войскового казачьего общества вправе:»;

пункт 27 после слова «атаманом» дополнить словами «Всероссийского казачьего общества или»;

пункт 28 после слова «атаман» дополнить словами «Всероссийского казачьего общества или»;

пункт 30 изложить в следующей редакции:

«30. По результатам проверки Управлением подготавливается заключение, в котором должно содержаться одно из следующих предложений:

а) об отсутствии оснований для подготовки представления о досрочном освобождении от должности атамана Всероссийского казачьего общества либо о досрочном прекращении полномочий атамана войскового казачьего общества;

б) о наличии оснований для подготовки представления о досрочном освобождении от должности атамана Всероссийского казачьего общества либо о досрочном прекращении полномочий атамана войскового казачьего общества.»;

дополнить пунктом 321 следующего содержания:

«321. Уполномоченный орган подготавливает представление о досрочном освобождении от должности атамана Всероссийского казачьего общества и направляет его Президенту Российской Федерации в случае:

а) непредставления атаманом Всероссийского казачьего общества сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

б) получения заключения, предусмотренного подпунктом «б» пункта 30 настоящего Положения;

в) получения уведомления, предусмотренного подпунктом «г» пункта 16 Положения о порядке рассмотрения президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции вопросов, касающихся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и отдельные должности федеральной государственной службы, и урегулирования конфликта интересов, а также некоторых обращений граждан, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 25 февраля 2011 г. № 233 «О некоторых вопросах организации деятельности президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции», о том, что причина непредставления лицом, замещающим должность атамана Всероссийского казачьего общества, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей необъективна и является способом уклонения от представления указанных сведений.»;

пункт 33 после слова «атамана» дополнить словами «Всероссийского казачьего общества или»;

пункт 37 после слова «атаманами» дополнить словами «Всероссийского казачьего общества и»;

пункт 38 после слова «атаманами» дополнить словами «Всероссийского казачьего общества и».

к содержанию ↑

285 УК Злоупотребление должностными полномочиями

Граждане, занимающие должности в государственных и властных структурах, а также в коммерческих и иных компаниях, должны выполнять свои обязанности в соответствии со служебными регламентами и требованиями закона. Если служащий пользуется своим статусом в корыстных целях, то на него могут быть наложены уголовные санкции по статье 285 УК РФ за злоупотребление должностными полномочиями.

к содержанию ↑

Что понимают под злоупотреблением должностными полномочиями?

Злоупотребление полномочиями относится к должностным преступлениям. Под названным правонарушением подразумевают использование гражданином своих полномочий, установленных должностной инструкцией, вопреки целям служебной деятельности.

Обычно оно совершается с корыстным мотивом в целях удовлетворения личных интересов, что приводит к нарушению интересов физических лиц, фирм и общества.

Состав злоупотребления должностными полномочиями обладает следующими признаками:

  • служащий действует вопреки интересам службы, нанося вред властной структуре;
  • в результате совершения проступка нарушаются права и законные интересы как физических лиц, так и компаний, государственных структур и общества;
  • совершенное деяние является непосредственной причиной наступления негативных последствий.

Злоупотребление должностными полномочиями может проявляться в виде конкретного бездействия или действия. Например, использование государственного имущества для личных нужд, сокрытия преступного деяния.

 

Мнение эксперта
Соловьев Кирилл Федорович
Юрист с 7-летним опытом. Специализируется в области уголовного права. Эксперт в области права.

Если вас обвиняют в злоупотреблении служебным статусом, воспользуйтесь помощью наших адвокатов. Мы специализируемся на защите клиентов от уголовных санкций за проступок, предусмотренный статьей 285 УК РФ.

к содержанию ↑

Какие правонарушения входят в состав преступного деяния, предусмотренного статьей 285 УК РФ?

Статьей 285 УК РФ предусмотрено несколько составов уголовного правонарушения «злоупотребление должностными полномочиями».

К основному составу относят проступок, совершенный из личных побуждений в целях получения выгоды вопреки интересам службы (часть 1 статьи 285 УК РФ).

Если преступление совершено гражданином, являющимся должностным лицом федерального органа власти, органа власти субъекта РФ или главой муниципального образования, то проступок квалифицируется по части 2 статьи 285 УК РФ и за него наступает более строгое наказание.

К третьему составу относят преступное деяние в виде злоупотребления должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия (часть 3 статьи 285 УК РФ).

Для выбора эффективного способа защиты от уголовной ответственности за злоупотребление служебным статусом рекомендуем обратиться к адвокатам компании СКП. Мы поможем установить, имеет ли совершенный проступок признаки преступления и причинен ли вред другим лицам.

к содержанию ↑

По каким признакам отличается злоупотребление должностными полномочиями от превышения?

На практике часто путают превышение должностных полномочий и злоупотребление. Вместе с тем названные деяния образуют самостоятельные составы преступления.

Отличие состоит в том, что при злоупотреблении служебным статусом гражданин действует в рамках своей должностной инструкции, не выходя за пределы очерченных обязанностей. Также должно быть доказано наличие корыстного мотива и личной заинтересованности.

Помимо этого, злоупотребление служебными правами следует отличать от халатности. В случае возникновения сомнений по поводу квалификации правонарушения следует проконсультироваться с квалифицированными адвокатами компании СКП.

Если признаки состава, предусмотренного статье 285 УК РФ, не подтвердятся, мы поможем переквалифицировать деяние на менее тяжкое или докажем отсутствие состава преступного деяния.

к содержанию ↑

Кто привлекается к ответственности за злоупотребление должностными полномочиями

Чтобы наложить на гражданина санкции по статье 285 УК РФ, он должен достичь 18-летнего возраста и иметь прямой умысел на получение личной выгоды.

На скамье подсудимых могут оказаться:

  • представители государственной власти и муниципалитета;
  • сотрудники, обладающие организационно-распорядительными полномочиями;
  • служащие, занимающиеся административно-хозяйственной деятельностью в государственном учреждении;
  • сотрудники ГУПов, МУПов, коммерческих компаний.

Если вы не входите ни в одну из названных категорий лиц, однако вам вменяют злоупотребление служебным статусом, следует незамедлительно обратиться за помощью к нашим адвокатам. Мы поможем доказать, что вы не являетесь субъектом преступления.

к содержанию ↑

Какое наказание предусмотрено по статье 285 УК РФ?

За злоупотребление должностными полномочиями предусмотрено несколько наказаний, которые назначаются с учетом тяжести проступка.

Приговором суда налагаются следующие виды санкций:

  • принудительный труд на период до 4-5 лет;
  • арест на период до полугода;
  • тюремное заключение на срок до 4-10 лет.

Одновременно гражданин может быть лишен возможности занимать свое служебное положение или заниматься конкретным видом деятельности.

к содержанию ↑

Консультация юриста по уголовной ответственности за злоупотребление должностными полномочиями

Если вас подозревают в злоупотреблении служебным статусом, рекомендуем обратиться к адвокатам юридической компании СКП. Мы помогаем наладить сотрудничество со следственными органами и предпринимаем все необходимые действия, чтобы смягчить или полностью снять наказание.

Для получения юридической помощи заполните форму обратной связи или позвоните по телефону. Мы дадим ответы на ваши вопросы в любое удобное время.

к содержанию ↑

Круг должностных лиц по статьям УК о злоупотреблении полномочиями предлагается расширить

В частности, предлагается расширить перечень лиц, признаваемых должностными для целей гл. 30 УК, включив в него лиц, выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых РФ, ее субъект или муниципалитет имеют право прямо или косвенно (через подконтрольных лиц) распоряжаться более чем 50% голосов либо в которых указанные лица имеют право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50% состава коллегиального органа управления.

Речь также идет об акционерных обществах, в отношении которых используется специальное право на участие РФ, ее субъектов или муниципальных образований в управлении («золотая акция»), а также публично-правовых компаниях и государственных внебюджетных фондах.

 

Мнение эксперта
Соловьев Кирилл Федорович
Юрист с 7-летним опытом. Специализируется в области уголовного права. Эксперт в области права.

Корреспондирующие поправки вносятся в прим. 1 к ст.

201 УК. Исходя из предложенной редакции данной нормы, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации (за исключением указанных в прим.

1 к ст. 285 УК), а также в некоммерческой организации, не являющейся госорганом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.

Как указано в пояснительной записке, в соответствии с действующими примечаниями к ст. 285 УК лица, занимающие руководящие должности в дочерних организациях хозяйственных обществ, подконтрольных РФ, ее субъектам или муниципалитетам, не являются субъектами ряда преступлений (злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки, служебный подлог, халатность).

«При этом они наделены организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями аналогично должностным лицам, а негативные последствия для общества и государства от совершенных ими общественно опасных деяний по своей тяжести соответствуют преступлениям, предусмотренным главой 30 УК РФ. Уголовное преследование руководителей таких организаций за преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (глава 23 УК РФ) осложняется отсутствием заявлений об ущербе в правоохранительные органы со стороны потерпевших материнских структур, зачастую не заинтересованных в публичной огласке происшествий», – отмечается в документе.

Комментируя «АГ» законопроект, управляющий партнер АБ «ОПОРА» Приморского края, адвокат Алексей Ананьев отметил, что у него не возникло вопросов к изменениям, касающимся прим. 1 к ст.

201 УК, в то время как предложенная редакция прим. 1 к ст.

285 вызывает больше вопросов, чем ответов. «На мой взгляд, данный вариант прим.

1 к ст. 285 УК является преждевременным и конкурирующим с нормами ГК РФ, поскольку в последнем отсутствуют понятия контролирующих и подконтрольных лиц, но содержатся понятия аффилированности, дочерних взаимоотношений и т.д.», – пояснил он.

Эксперт добавил, что понятия контролирующих и подконтрольных лиц Минэкономразвития России еще в 2018 г. пыталось «продвинуть» посредством проекта поправок в главу 4 ч.

1 ГК (в части определения контролирующих и подконтрольных лиц и их ответственности). Однако законопроект так и не был принят, в связи с чем указанные понятия в ГК до сих пор не урегулированы.

«А в УК их пытаются внедрить, несмотря на то что они прежде всего должны быть урегулированы (если вообще должны) в Гражданском кодексе», – подчеркнул Алексей Ананьев.

Адвокат также задался вопросом, кто и как в ходе досудебного производства по уголовному делу будет определять, является ли организация, орган и т.д. подконтрольным РФ, ее субъекту или муниципальному образованию, и если является, что делать, когда такая подконтрольность формальная и организация (орган) фактически осуществляют деятельность самостоятельно, а деяние конкретного управленца не связано с некой подконтрольностью? «Учитывая современный опыт правоприменения правоохранительными и следственными органами, можно с большой долей уверенности предположить, что применение указанного примечания в предлагаемом виде повлечет формализм и злоупотребления и, как следствие, – долгосрочное и ненужное формирование некой судебной практики по этому вопросу.

А в период ее формирования будут происходить необоснованные привлечения к уголовной ответственности», – предположил эксперт.

Алексей Ананьев добавил, что в уголовном и уголовно-процессуальном праве есть множество примеров конкуренции понятий (например, термин «жилище», который в уголовно-процессуальном и уголовном значениях существенно отличается от используемого в жилищном законодательстве). «Конкуренция терминов в разных отраслях права – негативная тенденция, которая существенно усложняет правоприменение, и в данном случае мы можем получить непрозрачную, формальную и неурегулированную норму, а ведь речь идет о самой радикальной, на мой взгляд, уголовной ответственности», – резюмировал он.

По мнению управляющего партнера АБ «Правовой статус», адвоката Алексея Иванова, разработчики законопроекта согласились признать очевидное: включение в перечень лиц, подлежащих уголовной ответственности за должностные преступления, руководителей обществ, в уставных капиталах которых РФ, ее субъект или муниципальное образование имеют незначительную долю, абсурдно. «Напомню, в настоящее время над руководителями обществ даже с минимальным присутствием государства висит “дамоклов меч” за должностные преступления.

Это нонсенс. Говорить о том, какой эффект вызовет принятие поправок, преждевременно, однако рискну предположить, что в рамках реализации Национального плана противодействия коррупции на 2018–2020 гг.

они могут негативно отразиться на положении должностных лиц, и число последних, привлекаемых к уголовной ответственности, может возрасти», – заключил он.

к содержанию ↑

Статья 285. Оплата труда лиц, работающих по совместительству

Оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором.

При установлении лицам, работающим по совместительству с повременной оплатой труда, нормированных заданий оплата труда производится по конечным результатам за фактически выполненный объем работ.

Лицам, работающим по совместительству в районах, где установлены районные коэффициенты и надбавки к заработной плате, оплата труда производится с учетом этих коэффициентов и надбавок.

  • Статья 284. Продолжительность рабочего времени при работе по совместительству
  • Статья 286. Отпуск при работе по совместительству
к содержанию ↑

Комментарий к ст. 285 TК РФ

 

Мнение эксперта
Соловьев Кирилл Федорович
Юрист с 7-летним опытом. Специализируется в области уголовного права. Эксперт в области права.

1. Оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится по общим правилам, но пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором.

3. В некоторых случаях работающим по совместительству выплачиваются надбавки за непрерывный стаж работы (см., например, Постановление Правительства РФ от 28 февраля 1996 г.

N 213 «О надбавках за продолжительность непрерывной работы медицинским работникам, занимающим по совместительству штатные должности в организациях здравоохранения и социальной защиты населения» // СЗ РФ. 1996.

N 10. Ст.

953).

к содержанию ↑

Судебная практика по статье 285 TК РФ

В ходе разработки указанных Условий и порядка оставлены без внимания требования ст. ст.

3, 132, 60.1, 285, 93 ТК РФ о запрещении дискриминации, равенстве возможностей работников при реализации своих прав; зависимости заработной платы от квалификации работника, сложности, количества и качества выполняемой им работы, правила оплаты при совместительстве и работе неполную рабочую неделю или неполный рабочий день.

Оценив представленные сторонами доказательства с позиций статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также руководствуясь статьями 282, 284 и 285 Трудового кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2003 N 197 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры», подпунктами «а» и «б» пункта 1 постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30.06.2003 N 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры», пунктами 2.6, 5.3 Положения об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.10.1999 N 377, суды пришли к выводу об отсутствии нарушения целевого расходования бюджетных средств по оплате труда работников учреждения (кроме оплаты труда Курициной А.С.) и соответственно недействительности (незаконности) уведомления Минфина РК от 22.01.2008 N 9, повлекшего снижение лимитов бюджетных средств, предназначавшихся учреждению.

Отказывая в удовлетворении требования, суды сделали вывод о недоказанности создания обществом искусственной ситуации, направленной на завышение размера заработной платы застрахованного лица, с целью неправомерного получения средств фонда в спорной сумме. Выводы судов основаны на положениях статей 132, 135, 285 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 8, 9, 13 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», статей 13 и 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» и им не противоречат.

 

Отказывая в удовлетворении заявленного фондом требования, суды сочли недоказанным создание предпринимателем искусственной ситуации, направленной на завышение размера заработной платы застрахованного лица, с целью неправомерного получения средств фонда в спорной сумме. Выводы судов основаны на положениях статей 132, 135, 285 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 8, 9, 13 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее — Федеральный закон N 165-ФЗ), статей 13 и 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (далее — Федеральный закон N 255-ФЗ).

 

Однако, суд апелляционной инстанции, проанализировав положения статей 282, 284, статьей 285 Трудового кодекса Российской Федерации, заключил, что совместитель, если он не приостановил работу по основному месту работу, при работе по совместительству фактически работает на условиях неполного рабочего времени.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что работа по совместительству не могла превышать четырех часов в день и половины месячной нормы рабочего времени в течение одного месяца, а расчет пособия по беременности и родам, должен производиться из размера заработной платы главного бухгалтера, соответствующего 0,5 ставки.

 

Удовлетворяя заявленные требования, суды, руководствуясь положениями статей 15, 53, 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 44 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», статей 139, 135, 151, 285 Трудового кодекса Российской Федерации, исходили из доказанности истцом факта причинения обществу убытков в результате действий ответчика. Судами принято во внимание, что Арудов А.З.

— сын генерального директора общества, участвующего в корпоративном конфликте в обществе; в спорный период ответчик состоял в должности исполнительного директора общества; доказательств выполнения обязанностей, выходящих за пределы его обязанностей и полномочий, не представлено. Суды, с учетом установленного в обществе порядка оплаты труда, пришли к выводу, что правовых оснований для получения ответчиком доплат сверх установленной заработной платы, не имелось.

 

Разрешая требования Полищук Н.А., которая в 2015 году работала в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа N 5» по совместительству в должности учителя с нагрузкой 15 часов в неделю учебной (преподавательской) работы без начисления выплат за стаж работы, о признании недействующим пункта 2.1 таблицы Приложения 6 к Положению о системе оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений города Череповца, суд первой инстанции, проанализировав нормы Трудового кодекса Российской Федерации, регламентирующие вопросы установления и выплаты заработной платы, оплаты труда лиц, работающих по совместительству, пришел к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт в той части, в которой определение права на получение выплат стимулирующего характера за стаж работы им ставится в зависимость от осуществления трудовой функции исключительно по основному месту работы и основной занимаемой должности, не соответствует ст. ст.

3, 22, 129, 132, 285, 287 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку снижает размер оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений, работающих по совместительству, путем исключения из системы оплаты труда для данной категории лиц одной из ее составляющих (стимулирующая выплата за стаж работы), не обеспечивает равной оплаты за труд равной ценности, допускает дискриминацию в оплате труда лиц, работающих по совместительству, не связанную с деловыми качествами работников и результатами их труда.

Признавая приведенные положения предписания не соответствующими действующему законодательству, суды руководствовались статьями 60.1, 129, 135, 282, 284, 285 Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Инструкцией по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях, утвержденной приказом Минздрава РФ от 05.08.2003 N 330, нормативными правовыми актами Республики Крым, и исходили из отсутствия в действиях АНИИ им. И.М.

Сеченова, нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств, иных нарушений бюджетного законодательства.

Доказательств недостоверности данных, содержащихся в табелях учета рабочего времени, счетной палатой не представлено, равно как и доказательств нереальности между учреждением и работником трудовых отношений либо ненадлежащего исполнения работником своих трудовых обязанностей. Само по себе превышение продолжительности рабочего времени при работе по совместительству не свидетельствует о наличии оснований для невыплаты работнику заработной платы, гарантированной статьей 285 Трудового кодекса.

 

к содержанию ↑

Отличие злоупотребления от превышения должностных полномочий

В российском уголовном праве есть две сходные, но, тем не менее, абсолютно разные статьи – злоупотребление должностными полномочиями и их превышение. Нередко действия должностных лиц трактуются неверно – злоупотребление полномочиями заявляется как их превышение и наоборот.

В данной статье мы расскажем, какие существуют различия между преступлениями, как отличить одно деяние от другого, а также их основные признаки.

к содержанию ↑

Злоупотребление и превышение должностных полномочий: определяемся с понятиями

Когда идет речь о должностных правонарушениях и различиях между ними, важно понимать, кто выступает субъектом преступления, в чем выражается объективная и субъективная стороны. Далее мы рассмотрим подробно каждое из данных деяний.

Злоупотребление должностными полномочиями

Согласно Уголовному кодексу (ст. 285) объектом преступления выступает должностное лицо – то есть, государственный служащий, представитель местной или федеральной власти, чиновник, руководитель государственных предприятий и т.д.

Объективная сторона данного правонарушения заключается в том, что указанное лицо действует против интересов службы в собственных корыстных целях, используя имеющиеся полномочия. При этом обязательным условиям для трактовки деяния по данной статье должно иметь место существенное ущемление прав и свобод граждан, нарушение интересов компаний, общества или государства.

Субъективная сторона преступления, она же обязательный признак злоупотребления должностными полномочиями – это корыстный мотив, действия в личных целях, в интересах родственников или приближенных лиц.

Если разбирать более подробно, то признаками злоупотребления должностными полномочиями могут считаться действия, которые привели к подрыву авторитета власти на местах, создали препятствия для предпринимательской деятельности, привели к нарушению общественного порядка, помехам в работе государственных органов, были прикрытием для незаконных действий (например, хищений бюджетных средств и т.д.). Для того чтобы оценить, насколько существенным был ущерб от действий должностного лица, учитывается тяжесть последствий для государства, государственной организации, отдельных лиц, подсчитывается суммарный материальный ущерб.

Превышение служебных полномочий

Как и в предыдущем случае, в качестве субъекта преступления, квалифицируемого по ст. 286 УК РФ, может выступать исключительно должностное лицо – представитель власти, руководитель государственной компании, другой госслужащий, наделенный определённым кругом полномочий.

Объективная сторона преступного деяния – совершение действий, которые выходят за рамки полномочий конкретного должностного лица, результатом которых стало нарушение интересов отдельных граждан, организаций или государства. Примеры таких действий – принятие решений, которые входят в компетенцию другого должностного лица, выполнение единолично действий, которые требуют коллегиального утверждения, нарушение установленного порядка выполнения того или иного действия (например, игнорирование требований по обязательному согласованию решения с вышестоящими органами) и т.д.

к содержанию ↑

Основные отличия превышения от злоупотребления должностными полномочиями

Как видно, общего между обсуждаемыми преступлениями не так уж и много – оба совершаются должностными лицами и результатом деятельности является нарушение прав отдельных граждан или компаний, а государства в целом. Отличий же больше, вот основные из них:

  1. Мотив – если речь идет о злоупотреблении, важно наличие корыстных мотивов правонарушителя – он должен действовать в собственных интересах или в интересах приближенных лиц. В случае с превышением служебных полномочий мотив для квалификации деяния значения не имеет.
  2. Наличие необходимых полномочий – в случае злоупотребления должностное лицо не выходит за рамки своей власти, пользуясь теми полномочиями, которые ему вверены согласно занимаемой должности. В случае же превышения должностное лицо выполняет те функции, которые ему формально недоступны и находятся вне его компетенции. Это могут быть как полномочия другого лица, так и в принципе противозаконные действия.
  3. Основной ущерб – в случае злоупотребления служебными полномочиями чаще всего речь идет о материальном ущербе, в случае же превышения полномочий чаще имеет место вред личности или государству в целом. Хотя это отличие и не является ключевым: и материальный, и нематериальный ущерб может иметь место в обоих случаях.
Автор статьи
Соловьев Кирилл Федорович
Юрист с 7-летним опытом. Специализируется в области уголовного права. Эксперт в области права.
Следующая
ДругоеЗакон о захоронении и похоронном деле в России в редакции 2025 года

Добавить комментарий

Adblock
detector