Могу ли я ознакомиться с заявлением на меня в полицию: имеет ли право гражданин, как ознакомиться

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2011 г. N 1251-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Навального Алексея Анатольевича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 145, частью четвертой статьи 148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, частью 5 статьи 30 Федерального закона «О полиции» и статьей 7 Федерального закона «О персональных данных», статья 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

В силу непосредственного действия этой конституционной нормы любая информация, за исключением сведений, содержащих государственную тайну, сведений о частной жизни, а также конфиденциальных сведений, связанных со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью, должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы затрагивают его права и свободы, а законодатель не предусматривает специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты.

Данная правовая позиция, сформулированная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 февраля 2000 года по делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», полностью применима к ситуациям, связанным с обеспечением доступа лиц, чьи права и свободы затрагиваются решением об отказе в возбуждении уголовного дела, к материалам, на основании которых было вынесено это решение.

Поскольку ограничения права граждан на доступ к информации могут быть установлены только законом, а часть вторая статьи 145 и часть четвертая статьи 148 УПК Российской Федерации не содержат каких-либо указаний на такие ограничения в отношении лиц, чьи права и свободы затрагиваются постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, их применение должно осуществляться в соответствии с изложенной правовой позицией (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июля 2000 года N 191-О и от 19 февраля 2003 года N 78-О). Таким образом, оспариваемые нормы уголовно-процессуального закона не могут рассматриваться как препятствующие гражданам защищать свои права и свободы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в том числе использовать право на доступ к информации и правосудию при обжаловании в суд решений органов предварительного расследования.

Не содержат ограничений права заявителя на ознакомление с материалами, послужившими основанием для вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, и оспариваемые положения федеральных законов «О полиции» и «О персональных данных».

Часть 5 статьи 30 Федерального закона «О полиции», не возлагая на сотрудника полиции обязанность давать какие-либо объяснения по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять такие дела и материалы для ознакомления, гарантирует правовую защиту сотрудника полиции во время проведения им проверочных мероприятий и не регламентирует основания и порядок ознакомления граждан с этими материалами после того, как производство по делам и материалам будет завершено, в том числе и вынесением в установленном порядке постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Федеральный закон «О персональных данных» регулирует отношения, связанные с обработкой персональных данных, если их обработка позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным (часть 1 статьи 1). Следовательно, действие этого Закона не распространяется на отношения по собиранию, проверке, хранению сведений в процессе возбуждения, расследования и рассмотрения уголовных дел и сам по себе он не может ограничивать права участников уголовного процесса и заявителей о преступлениях на ознакомление с материалами уголовных дел и проверок сообщений о преступлениях.

Таким образом, Вас обязаны ознакомить с материалами доследственной проверки.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

к содержанию ↑

Основания для ознакомления с материалами доследственной проверки

Если Вы обратились в правоохранительные органы с заявлением о совершенном преступлении, то результатом такого обращения может быть возбуждение уголовного дела либо отказ в его возбуждении. В случае отказа в возбуждении уголовного дела по Вашему заявлению о совершенном преступлении, должностное лицо проводившее проверку, обязано направить заявителю копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Изучив постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, может возникнуть несколько ситуаций. Первая — все понятно, правильно и справедливо в данном случае можно просто оставить постановление на память.

Вторая — по Вашему мнению, ничего непонятно и неправильно. Третья — когда все понятно, но неправильно и имеется необходимость обжаловать постановление.

Во втором и третьем случаях, чтобы понять, насколько объективно и полно проведена проверка, будет целесообразно ознакомиться с материалами проведенной проверки на основании которых принято такое решение. Для возможности последующего детального изучения этих материалов, используйте при этом технические средства фиксирования (фотоаппарат).

Для этого необходимо подготовить и подать заявление об ознакомлении с материалами проверки. В заявлении необходимо сослаться на нормативные документы, на основании которых Вас должны ознакомить с материалами. Образец заявления смотрите 1. Конституция РФ — ч. 2 ст. 24

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

9. Гражданину, обращение которого рассматривается в органе внутренних дел, должна быть обеспечена возможность:

9.2. Знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не противоречит законодательству Российской Федерации, не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.

91. Обращения, поступившие в орган внутренних дел в соответствии с его компетенцией, рассматриваются в течение тридцати дней со дня их регистрации. Если срок окончания рассмотрения обращения приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то обращение должно быть рассмотрено в предшествующий ему рабочий день.

Указанный срок исчисляется с даты регистрации обращения в органе внутренних дел до даты подписания окончательного ответа гражданину.

По окончании проверки заявителю по его просьбе предоставляется возможность ознакомиться с документами и материалами по поводу рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

5.1. Обращения граждан, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации. В том случае, когда установленный срок разрешения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем разрешения считается следующий за ним рабочий день.

Ссылка в заявлении на приказ МВД или следственного комитета в зависимости от того кем принято решение.

5. Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2011 N 1251-О-О

Статья 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. В силу непосредственного действия этой конституционной нормы любая информация, за исключением сведений, содержащих государственную тайну, сведений о частной жизни, а также конфиденциальных сведений, связанных со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью, должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы затрагивают его права и свободы, а законодатель не предусматривает специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты.

Данная правовая позиция, сформулированная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 февраля 2000 года по делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", полностью применима к ситуациям, связанным с обеспечением доступа лиц, чьи права и свободы затрагиваются решением об отказе в возбуждении уголовного дела, к материалам, на основании которых было вынесено это решение.

к содержанию ↑

Что делать, если на вас написали заявление в полицию?

Вызов в полицию по заявлению другого человека не стоит воспринимать, как уже сформированное обвинение и тем более не стоит сразу после получения повестки готовиться к наказанию. Принципиальным в данной ситуации является следующее – виновны ли вы в каком-либо противоправном деянии или даже просто подозреваете, что какой-то поступок можно классифицировать, как нарушение или никакой вины за вами нет.

В зависимости от этого рекомендуются различные модели поведения.

1. Никакой вины за собой вы не чувствуете и никаких противоправных действий не совершали.

Бывают ситуации, когда даже на совершенно невиновного человека оформляется заявление в полицию с обвинениями в противозаконных действиях. Мотивы этого могут быть самыми разными – зависть, желание навредить или просто очернить репутацию и так далее.

Но даже если заявление на вас содержит недостоверную информацию, работники полиции обязаны провести все предусмотренные законом процессуальные действия. Одним из основных таких действий будет являться вызов в отделение полиции для дачи показаний.

Важно понимать, что даже абсолютная невиновность не даёт права гражданину игнорировать требования сотрудников полиции о явке и предоставлении необходимых объяснений. Но это требование справедливо лишь в том случае если вызов для дачи показаний осуществляется в полном соответствии с законом, то есть при помощи повестки.

Если просьба посетить отделение полиции и ответить на вопросы следователя, выражена устно (например, по телефону), то, конечно, можно её и проигнорировать. Но, и юридический портал bukva-zakona.com обращает на это внимание, такие действия всегда вызывают подозрение у сотрудников правоохранительных органов.

При ответе на вопросы следователя нужно помнить:

  • доказывать свою невиновность не надо, наоборот, лицо, оформившее на вас заявление должно привести доказательства вашей виновности;
  • никто не вправе заставить свидетельствовать против самого себя.

Ситуация с ложным доносом, как правило, заканчивается уже на стадии первых опросов. Лицу, оформившему заявление, очень сложно доказать то, чего не было, то есть вашу виновность.

Если всё же вы опасаетесь, что ваши права могут быть нарушены в результате неправомерных процессуальных действий (например, запугиваний или угроз со стороны сотрудников полиции), то рекомендуется воспользоваться услугами адвоката.

Любой гражданин, ложно обвинённый в совершении противоправных действий, может подать встречный иск о клевете. Если заявитель не сможет доказать свои обвинения, то ему уже самому придётся отвечать перед законом.

Мнение эксперта
Соловьев Кирилл Федорович
Юрист с 7-летним опытом. Специализируется в области уголовного права. Эксперт в области права.

Любые жалобы на действия сотрудников полиции (грубость, нарушение процессуальных норм и так далее) можно подавать вышестоящему начальству или в прокуратуру в любой момент рассмотрения заявления или после урегулирования проблемы.

2. Вы совершили какое-либо противоправное действие и знаете об этом.

Эта ситуация подразумевает то, что вы осознаёте неправомерность каких-либо своих действий. Но даже это не лишает вас права на беспристрастное и справедливое расследование.

Ни в коем случае не следует пренебрегать вызовом в отделение полиции, даже если такой вызов осуществлён в устной форме. Любые попытки запутать следствие, предоставить недостоверную информацию и другие действия подобного рода могут лишь усугубить положение.

Вообще, любое содействие следствию в подобной ситуации будет являться правильным действием. Вполне возможно конфликт удастся решить мирным путём.

В случае виновности, конечно, оптимально будет заручиться поддержкой адвоката. Этим самым можно предотвратить нарушения ваших прав на этапе разбирательств.

Адвокат сможет правильно определить линию поведения для той или иной ситуации, укажет на степень законности улик и доказательств вашей вины, не допустит нарушения процессуальных норм, способных ухудшить ваше положение.

3. Претензии заявителя и ответчика носят взаимный характер.

Если претензии в отношении вас имеются не только у лица, написавшего заявление, но и у вас в отношении его, то правильным будет оформить встречное заявление. Сотрудники полиции обязаны разобраться в сложившейся ситуации и вынести решение о степени виновности каждой из сторон.

К числу общих рекомендаций для случаев, когда в отношении вас оформлено заявление в полицию, можно отнести:

  • общение с сотрудниками правоохранительных органов должно быть спокойным и уверенным;
  • не стоит позволять себе переходить к оскорблениям второй стороны;
  • оскорбления сотрудников полиции просто недопустимы;
  • нельзя поддаваться панике и совершать необдуманные поступки, даже если вы в чём-то виновны.

Особо необходимо отметить тот факт, что участие юриста в любом случае будет оправданным. Вне зависимости от того, имеется ли какая-то ваша вина в чём-либо или нет, адвокат поможет защитить ваши права лучше, чем это сможете сделать вы сами.

к содержанию ↑

Порядок приема, регистрации и разрешения заявлений о преступлениях и иной информации о происшествиях

В настоящее время эффективная деятельность органов внутренних дел напрямую зависит от регистраций и учета преступлений, которая позволяет оценить реальное состояние преступности в стране, результаты оперативно-служебной деятельности, выявить ее проблемы, прогнозировать дальнейшее развитие событий, планировать борьбу с преступностью в целом и по отдельным направлениям, рассчитывать необходимое количество сил и средств для осуществления реального контроля над преступностью.

Как известно, своевременная регистрация может обеспечить принятие своевременного и обоснованного решения по материалу, а, в свою очередь, своевременное возбуждение уголовного дела создает возможность широкого комплекса действий, направленных на установление всех обстоятельств выявленного преступления и привлечение виновных к уголовной ответственности.

В органах внутренних дел прием и регистрацию заявлений и сообщений о происшествиях в основном осуществляют дежурные части, именно сотрудники ДЧ в большей степени отвечают за своевременность и полноту регистрации заявлений и сообщений о происшествиях, влияют на мнение граждан об организации работы в органах внутренних дел.

В соответствии с совместным приказом Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков «О едином учете преступлений» любое правоохранительное ведомство, имеющее право проводить дознание и следствие, обязано принять и зарегистрировать заявление гражданина о преступлении вне зависимости от подследственности данного преступления.

С заявлением о преступлении граждане могут обратиться в любое правоохранительное ведомство, а не только в полицию.

Органы внутренних дел обязаны принимать устные и письменные сообщения о преступлениях, а также сообщения и письменные заявления о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых беспорядках, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях и иных событиях, требующих проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения. Сообщения о преступлениях включают и явку с повинной, т.

е. добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении.

Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем. Заявление о преступлении, сделанное в устной форме, заносится в протокол, который подписывает заявитель и должностное лицо, принявшее данное заявление. Заявление о явке с повинной также может быть сделано как в письменном, так и в устном виде.

Органы внутренних дел не вправе отказывать в приеме заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и происшествиях по мотивам недостаточности сообщаемых данных. Вместе с тем, эта информация не должна содержать заведомо ложных сведений.

Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

Заявления и сообщения принимаются независимо от места и времени их совершения. В соответствии с требованиями УПК РФ при приеме сообщения о происшествии заявителю выдается талон-уведомление, в котором указываются сведения о сотруднике, принявшем данное сообщение, а также регистрационный номер и дата регистрации сообщения.

Талон состоит из двух частей: талон-корешок и талон-уведомление. Обе части талона имеют одинаковый регистрационный номер.

Заявитель расписывается в получении талона-уведомления на талоне-корешке, проставляет дату и время получения талона-уведомления.

Подавать заявления и другую информацию о преступлениях и иных происшествиях наряду с гражданами России могут иностранные граждане и лица без гражданства.

Мнение эксперта
Соловьев Кирилл Федорович
Юрист с 7-летним опытом. Специализируется в области уголовного права. Эксперт в области права.

По заявлению или сообщению о преступлении в срок не позднее 3 суток, в исключительных случаях – в срок не более 10 суток со дня подачи, в соответствии с требованиями статьи 145 УПК РФ, должно быть принято одно из следующих решений:

— о возбуждении уголовного дела;

— об отказе в возбуждении уголовного дела;

— о передаче по подследственности или территориальности.

О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняется его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

Заявитель имеет право:

— излагать заявление на языке, на котором ведется делопроизводство в органе внутренних дел, или на другом языке, которым он владеет;

— получить сообщение о решении, принятом по его заявлению;

— обжаловать действия работников органов внутренних дел, связанные с принятием и рассмотрением заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и иных происшествиях, начальнику органа внутренних дел, а также в вышестоящий орган внутренних дел, прокуратуру или другие компетентные учреждения и организации по своему усмотрению.

Автор статьи
Соловьев Кирилл Федорович
Юрист с 7-летним опытом. Специализируется в области уголовного права. Эксперт в области права.
Следующая
ДругоеОбременение ЛЭП на земельный участок: ограничения, запрет использования

Добавить комментарий

Adblock
detector